Роспись

Жостовская роспись

Как одна из уникальнейших декоративных техник, она всё больше интересует нейл-мастеров. Однако при кажущейся лёгкости повторить все нюансы и детали не так просто, в лучшем случае получается лишь имитация. В чём секрет неуловимого шарма жостовской росписи? Почему именно цветными гелями лучше всего удаётся воспроизвести этот оригинальный вид народного искусства?

Автор: НАТАЛЬЯ ЧИЖОВА, преподаватель УЦ GranVie по нейл-дизайну, автор курса «Жостовская роспись гелями GranVie», победитель международных и российских конкурсов

Сегодня жостовская роспись как вид нейл-дизайна приобретает всё большую популярность. Это закономерно, ведь мастера, стремясь удивить своих взыскательных клиенток, всё время в поиске новых техник и приёмов. Владение жостовкой росписью – не просто повышение профессионального уровня, но и возможность заявить о себе как о мастере с большой буквы, как о художнике, работы которого хоть и недолговечное, но произведение искусства. Женщины выбирают данный дизайн за необычные и живые рисунки, ярмарочную яркость красок, которой так не хватает в осенне-зимний период.

В основе жостовской росписи лежат многолетние традиции русских мастеров-художников. Композицию составляет замысловатый узор из цветочных и растительных орнаментов, ягод. Сочные свободные мазки кисти вырисовывают ключевые элементы композиции, соединяемые тонко выписанными деталями. Другая отличительная особенность техники – нанесение рисунка на однотонный чёрный фон, реже синий, красный или зелёный. Ту или иную роспись художник создаёт согласно собственным эскизам, без шаблонов и трафаретов, поэтому невозможно встретить два идентичных рисунка. Каждый из них обладает уникальностью, отражает индивидуальное видение и нюансы техники конкретного мастера.

Но всё это – внешняя сторона, то, что видит непрофессионал, глядя на жостовскую роспись. И, попросив такой вид дизайна у нейл-мастера, в большинстве случаев клиент получит некую имитацию: вроде и фон, и яркие цветы «правильные», но нет плавных переливов цвета, нет глубоких тонов и бликов, создающих тот неповторимый колорит и настроение, отличающие настоящее «жостово». В своей работе мастера-художники Жостово используют исключительно масляные краски. Особенность текстуры последних обуславливает пошаговую технику письма, позволяющую передать уникальные градации и переливы цвета, которые возникают, когда кисть как бы «пачкается» о предыдущий цвет и следующим мазком вырисовывает его темнее. Копируя жостовскую роспись, мастера зачастую выбирают акриловые краски, которые принципиально, в силу своих свойств, отличаются от масляных. Главным «недостатком» акриловых красок становится их неэластичность и высокая скорость высыхания. С ними невозможно ни «пошагово» выполнить рисунок, ни создать тон или плавный, градиентный переход цвета.

Проанализировав различные способы создания рисунка, и не только акриловыми красками, мы сделали вывод, что наиболее оптимальным материалом, позволяющий один в один повторить технику жостовской росписи, являются цветные гели, которые, как правило, многими свойствами схожи с масляными красками. Речь прежде всего идёт о гелях, обладающих густой консистенцией и текстурой, благодаря которой по силам даже самый замысловатый узор и широкие лепестки цветов, и тончайшие стебельки. Используя технологию «стоп-цвет», дизайн не растекается, а смешивается подобно масляным краскам. Мастер полностью контролирует процесс отрисовки, и ему не составит труда выложить градиентный цвет одним движением кисти. К тому же гели не должны высыхать до тех пор, пока не окажутся в УФ-лампе, а значит, появится время подкорректировать дизайн, не опасаясь застывания материала. Итак, давайте заглянем в мастерскую к художнику и посмотрим, как поэтапно создаются настоящие шедевры.

Замалёвок. Гелем на подготовленную поверхность мастер наносит контуры цветов и листьев в соответствии со своим замыслом, полимеризует их.

Прокладка цветом. Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Букет обретает свою форму: уточняются многие детали, какие-то части высветляются, становясь более контрастными. Здесь особенно важно свойство геля не растекаться. Художник работает по мокрому.

Тенёжка (от слова «тень). Полупрозрачными красками мастер наносит цветные тени. У цветов появляется объём, намечаются теневые места. Тёмный гель ложится на лепесток (листок и пр.) в том месте, где задумывалась тень, и растушёвывается. А так как гель не заполимеризован и не течёт, он позволяет мастеру свести границы тени на нет, как это и делают жостовские мастера масляными красками. Гель не полимеризуется. 

Бликовка. Наложение бликов продемонстрирует свет и объём. Кажется, что букет словно  подсвечен с разных сторон. Так рождается праздничное настроение и особый колорит. Мазки белого или пастельного геля ложатся один за другим на неполимеризованные участки (прокладка цветом и тенёжка). Первый – самый светлый, затем, не вытирая кисть и не обновляя на ней гель, художник наносит следующий мазок. Поскольку гель не заполимеризован и не растекается, кисть  «пачкается» о цвет, и очередной мазок смотрится темнее предыдущего. В конечном итоге получается ряд мазков всё меньшего размера, идущих друг за другом, где каждый последующий темнее предыдущего. Всё это благодаря тому, что гель, во-первых, не полимеризовали, а во-вторых, он обладает текстурой масляных красок. Если мастер боится смазать полученный результат – он может полимеризовать работу по завершении этого этапа.

Чертёжка. Специальной тонкой кистью мастер наносит небольшие, но весьма существенные детали: рисует прожилки, подчёркивает контуры листьев и лепестков, в центре чашечек последних изображает «семена». 

Привязка. Последний этап росписи, когда готовый букет как бы вживляется в общий фон. При помощи тонких стебельков, травинок между цветами и листьями создаётся растительный орнамент, формирующий композицию в единое целое. 

И наконец, отдельно нужно отметить то, насколько быстро создаётся такой вид дизайна. Приятный парадокс заключается в том, что рисунок выглядит замысловато и сложно, а выполняется за рекордно короткое время. Опытный мастер, освоивший эту технику, работая над одним ногтем, потратит всего 10 минут. Судите сами: 

  • замалёвок – минута нарисовать и ещё минута заполимеризовать; 
  • нанесение цвета – минута; 
  • тенёжка – 30 секунд; 
  • бликовка (мазки) – минута (полимеризация по желанию мастера – минута); 
  • прорисовка (привязка) – две минуты; 
  • полимеризация – две минуты; 
  • финиш-гель – минута.

Гель, как правило, прекрасно совместим с другими материалами. Узор можно создать на любом покрытии: лаковом, гель-лаковом или акриловом, при этом наносить рисунок от зоны кутикулы к свободному краю, не опасаясь сколов и отслоений. Овладев данной техникой (а на обучение потребуется всего 2 дня), мастер сможет выполнять превосходные дизайны, безусловно, заслуживающие более высокой оплаты.

Теги: жостовская роспись

Голосование

Какие материалы в профессиональных изданиях Вам наиболее интересны?

Облако Тегов

По поводу рекламы в онлайн-журнале nails-mag.ru просьба писать на адрес: adv@nails-mag.ru

По поводу информационного сотрудничества с онлайн-журналом nails-mag.ru просьба писать на адрес: nails@nails-mag.ru