Как обжаловать итоги проверки Роспотребнадзора

Share on facebook
Share on pinterest
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Проверка – всегда волнующее мероприятие, а если она закончилась постановлением или предписанием – волнение только усиливается. Но не стоит паниковать раньше времени – результат проверки можно обжаловать. Рассказываем когда, как и куда обращаться, чтобы отстоять свои права.

Виды обжалования

Виды обжалования

По результатам проверки Роспотребнадзора предприниматель получает:

  • акт проверки – документ информационного характера, не принуждающий ИП или ЮЛ к каким-то действиям. Акт просто констатирует факт проверки и ее результаты;
  • предписание с требованием устранить нарушения;
  • постановление об административной ответственности.
Предписание или постановление по обнаруженным нарушениям можно обжаловать руководствуясь Федеральным законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ регулирует права ИП и ЮЛ.

Обжалование может проводиться двумя способами:

  • в досудебном;
  • в судебном порядке.

При этом не обязательно сначала пробовать решить спор в досудебном порядке – можно пропустить этот шаг и сразу обратиться в суд.

Что лучше – судебное или досудебное обжалование

Что лучше – судебное или досудебное обжалование

С практической точки зрения досудебное обжалование решений имеет больше преимуществ, чем недостатков.

К плюсам такой формы взаимодействия с проверяющими органами относится:

  • простота подготовки к спору;
  • отсутствие затрат на оплату пошлины, работы юриста;
  • относительная быстрота вынесения решения – 30 дней со дня подачи заявления. Максимальный срок составит 60 дней, но это при необходимости запросить у предпринимателя дополнительные данные;

Но все эти плюсы перекрываются двумя существенными недостатками:

  • рассмотрение жалобы проводит заинтересованная сторона, то есть – сотрудники надзорной организации, которая и проводила проверку. Часто инстанция выносит отрицательный для предпринимателя результат, обосновывая нарушения должностных лиц внутренними приказами, инструкциями и указаниями;
  • ухудшение отношений с должностным лицом и контролирующим органом. К сожалению, данный факт может сказаться на результатах следующих проверок, когда сотрудник Роспотребнадзора уже не закроет глаза на мелкие недочеты.
В любом случае, выбирать путь, по которому будет идти обжалование, следует исходя из конкретной ситуации.

Досудебное (внесудебное) обжалование

Досудебное (внесудебное) обжалование

Суть этой формы обжалования заключается в обращении к проверяющему органу напрямую. Обратиться с жалобой можно в течение 15 дней. Отсчет начинается с момента выдачи предписания. Обрати внимание, что постановление с требованием оплатить штраф мы рассмотрели отдельно ниже.

Что нужно сделать:

  1. Составь письменное обращение к руководителю местного отделения Роспотребнадзора. Информация об этом содержится на официальном сайте ведомства твоего региона во вкладке «Руководство». На сайтах разных областей этот раздел выглядит по-разному, но обычно информация располагается в разделе «Об управлении». Обращение составляется в свободной форме; Сайт Роспотребнадзора
    Обращение на сайте Роспотребнадзора
  2. Приложи к возражению документы, которые подтверждают, что результат проверки несправедливый. Прикладывать доказательства закон не принуждает, но если будут факты, результат с большей вероятностью будет положительным;
  3. Передать возражение и приложенные к нему документы в отделение Роспотребнадзора, проводившего проверку.

Что происходит дальше:

  • руководитель Управления, а также его заместители рассматривают возражение;
  • в течение 30 дней руководитель выносит решение.

При этом ведомство может запросить дополнительные документы и увеличить время рассмотрения возражения еще на 30 дней.

Возможные решения Роспотребнадзора:

  • признание, что права предпринимателя были нарушены;
  • оставление жалобы без удовлетворения;
  • признание результатов проверки недействительными. Такое решение принимается, если выявлены грубые нарушения самой процедуры проверки.

Список нарушений проведения проверки указан в статье 20 ФЗ № 294:

  • нарушение сроков проверки. Максимальный срок – 20 дней;
  • не было основания для проведения проверки. Плановые проверки проводятся раз в 3 года. План проверок публикуется в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры.Сайт Генеральной прокуратуры
  • нарушение по части уведомлений о проведении проверки. О плановой проверке предупреждают за 3 дня;
  • проверка проведена без разрешения руководителя территориального Управления;
  • просьба предоставить документы, находящиеся вне компетенции органа, например, налоговые или трудовые;
  • непредставление акта проверки.
В досудебном порядке можно обжаловать и протокол о наложении штрафа. На обжалование протокола дается 10 дней со дня его выдачи.

Подать жалобу на наложение штрафа можно:

  • должностному лицу, которое проводило проверку. В этом случае он сам в течение 3 дней перенаправит возражение вышестоящему сотруднику, например, заместителю руководителя. Имя проверяющего, а также его должность можно взять из акта проверки;
  • напрямую руководителю сотрудника, проводившего проверку.

Порядок действий тот же, что и при подаче возражения на обжалование акта:

  1. В письменном виде составь возражение и приложи документы, если они есть;
  2. Передай заявление в Роспотребнадзор.

После рассмотрения выносится решение:

  • отказать в изменении решения о наложении штрафа;
  • изменить решение, но не в худшую для предпринимателя сторону;
  • отменить постановление и штраф, наложенный ранее на ИП или ЮЛ;
  • передать материалы в судебные органы для установления деталей и обстоятельств.

Что делать, если срок подачи возражения упущен

Что делать, если срок подачи возражения упущен

Если ты пропустила срок подачи возражения на постановление или предписание – обжаловать их в досудебном порядке уже не получится. Если речь идет о протоколе об административном штрафе, организация может запросить восстановление срока.
Сделать это можно, если предприниматель пропустил срок по уважительной причине.

Законодательно перечень уважительных причин не установлен, но на практике уважительными являются:

  • заболевание или травма;
  • арест;
  • тяжелые семейные обстоятельства – смерть или болезнь близкого родственника;
  • командировка;
  • обстоятельства непреодолимой силы – ураган, наводнение, революция.
При этом ты не можешь просто сказать, что у тебя была уважительная причина – данный факт нужно подтвердить документально.

Рекомендации по составлению жалобы на досудебное обжалование

Рекомендации по составлению жалобы на досудебное обжалование

Выше мы уже говорили, что регламентированной формы жалобы нет, но есть основные пункты, которые следует отразить в своем заявлении.

  1. В верхнем правом углу прописывается полное наименование органа, а также ФИО сотрудника, к которому направлено обращение;
  2. С небольшим отступом, там же в правом углу, размести графу «от» кого;
  3. Сразу под шапкой прописывается наименование документа – Жалоба. Тут же можно указать суть – об отмене постановления об административном правонарушении;
  4. Теперь можно изложить суть случившегося. В описании ситуации важно указать – ФИО и должность сотрудника, который проводил проверку, дату проверки, номер и дату составления акта или предписания. Также можно сделать отсылки к законодательным документам, которые подтверждают факт необоснованности решения;
  5. Под текстом жалобы ставится дата, ФИО и подпись предпринимателя.

Как обжаловать итоги проверки Роспотребнадзора  Пример жалобы

Судебное обжалование

Судебное обжалование

Обращения по части решений Роспотребнадзора и их предписаний рассматривает арбитражный суд. В суде можно обжаловать протокол о наложении штрафа, а также предписание или постановление. Акт проверки оспаривать бессмысленно – он является документом информационного характера и не содержит обязательных требований к исполнению. Акт проверки просто констатирует, что проверка была и описывает ее результат.

Разбирательства по административным нарушениям проводятся без оплаты пошлины. Если обжалуется предписание об устранении нарушений, истец – владелец салона, оплачивает госпошлину. Для ИП — 300 рублей, для ЮЛ – 3000 руб.

Сроки подачи заявления:

  • об отмене предписания на устранение нарушений – 3 месяца;
  • прошение об отмене административного штрафа – 10 дней со дня выдачи протокола.

Порядок обращения:

  1. Составь заявление. О том, как это сделать читай в следующем пункте;
  2. Подготовь все документы в 2 экземплярах. Продублировать нужно само заявление, а также прилагающиеся к нему документы – протоколы, постановления, акты, предписания;
  3. Отправь сделанные копии сотруднику Роспотребнадзора. Отправку осуществляй через Почту России заказным письмом с уведомлением о получении;
  4. Приложи уведомление о вручении документов ответчику к исковому заявлению;
  5. Оплати госпошлину. Квитанцию на оплату можно взять у секретаря суда или самостоятельно сформировать ее на официальном сайте суда в разделе «Калькулятор госпошлины». Квитанцию об оплате приложить к пакету документов для суда;
  6. Подать заявление в суд.

Срок рассмотрения – 2 месяца.

Требования к судебному заявлению

  • заявление подается в письменной форме истцом, то есть владельцем салона красоты с его подписью на заявлении. Допускается подача и подпись заявление другим лицом – директором, исполняющим обязанности, но только при наличии законного основания – например, доверенности;
  • заявление должно содержать все необходимые суду сведения, в том числе наименование организаций-участников спора, все номера телефонов и адреса, а также номера постановлений и документов, которые обжалуются;
  • к заявлению прилагаются все документы – акты, постановления, предписания, которые фигурируют в исковом заявлении;
  • заявление, а также все прилагаемые к нему документы, истец должен отправить другим сторонам процесса. В нашем случае – должностному лицу, проводящему проверку от Роспотребнадзора или руководителю ведомства. Отправить документы можно заказным письмом или передать лично, обратившись в Территориальное отделение Роспотребнадзора.

Составление заявления на судебное обжалование

Составление заявления на судебное обжалование

Составить заявление в суд можно самостоятельно – сейчас мы расскажем про основные пункты и особенности искового прошения. Но если есть возможность, лучше обратиться к юристу, который не только грамотно опишет обстоятельства произошедшего, но и сможет сделать отсылки к законодательным документам, подтверждающим нарушение прав предпринимателя.

Заявление должно включать:

  • наименование судебного органа, в который направлена жалоба;
  • решение, которое подлежит оспариванию – дата, номер, основания;
  • отсылка к конкретным статьям, подтверждающим нарушение прав предпринимателя;
  • конкретное требование – об оспаривании предписания, об отмене административной ответственности;
  • основания для признания акта или постановления недействительным;
  • информация о сторонах – истце и ответчике. Включает полное наименование, адрес, телефоны.
Отсутствия даже одного из этих пунктов может послужить причиной для отказа в возбуждении административного дела и возврата документов на доработку.

Как обжаловать итоги проверки Роспотребнадзора  Пример искового заявления

Ответы на вопросы

Распространенные вопросы

Обязательно ли подавать жалобу лично. Есть ли какие-то дистанционные варианты.

Подать жалобу можно лично, либо отправив заказным письмом. При подаче жалобы Почтой России, датой подачи заявления считается дата на почтовом штемпеле.

Если у меня нет прописки в городе, где было вынесено решение Роспотрбенадзора, в какой суд мне обращаться.

Подать заявление можно в суд общей юрисдикции или арбитражный суд по месту нахождения предпринимателя. Прописка в регионе обязательной не является.

Роспотребнадзор рассмотрел мою жалобу, поданную в орган в досудебном порядке, но результат меня не устроил. Могу ли я обжаловать решение.

Да, ты можешь обратиться в суд, но обжаловать в этом случае нужно решение по жалобе, а не документ, выданный по результатам проверки. Срок подачи заявления – 3 месяца со дня выдачи решения.

Также можно обжаловать решение Роспотребнаадзора в вышестоящей инстанции – Минсоцздравразвития. Срок подачи жалобы – 30 дней.

Что делать, если прошло уже 2 месяца со дня подачи жалобы в Роспотребнадзор, но решение орган так и не вынес.

Ты вправе обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития с жалобой на бездействие Территориального органа Роспотребнадзора и упущение сроков рассмотрения заявления.

Что делать с предписанием, пока идет спор в суде?

Подача заявления в суд не является основанием для неисполнения предписания. Чтобы приостановить действие предписания на время разбирательства, необходимо обратиться в суд с ходатайством о приостановлении.

Поделись своим опытом прохождения проверки!

Поделиться
Share on facebook
Share on pinterest
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Присоединяйся к нам

Похожие темы

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх