Трудовые книжки

Трудовые книжки для работодателя и работника

Поделиться

Один из документов, который требуется вести в салоне красоты – трудовые книжки работников. Разбираемся, зачем вообще нужна книжка, кто ее ведет и что случится с бумажными книжками с приходом электронных.

Законодательство

Закон о трудовых книжках

Обязанность вести трудовую книжку на работодателя возлагает Трудовой кодекс РФ. Этому вопросу в законодательном документе отдана целая 66 статья. Основные тезисы:

  • трудовая книжка – документ, подтверждающий стаж работника;
  • документ считается действительным, только если он оформлен в соответствии с ТК РФ, а также согласно форме, установленной Постановлением Правительства №225 от 16.04.2003.

При этом нужно понимать, что книжка сама по себе практически не имеет силы – она лишь подтверждает данные, которые были переданы в ПФР. Условно – у тебя может быть полностью исписанная книжка, 33 места работы и общий стаж 50 лет, но если за все это время в Пенсионный фонд не было ни одного взноса от работодателей, книжка не поможет.

Правила заполнения

Правила заполнения трудовой книжки

Заполнять трудовую книжку нужно в соответствии с требованиями. Правила заполнения прописаны в Приложении 1 приказа Минтруда №69 от 10.10.2003.

 

По трудовому кодексу в книжку вносятся:

  • данные о работнике – ФИО, образование, дата рождения;

Данные о работнике – ФИО, образование, дата рождения

  • место работы;

Место работы

  • дата оформления на должность с указанием должности;

Дата оформления на должность с указанием должности

  • дата и основания для увольнения.

Правила заполнения:

  • информация вносится на русском языке с использованием арабских цифр;
  • заполнять можно чернилами определенных цветов – черного, синего или фиолетового;
  • информация об образовании вносится только при наличии подтверждающего документа – аттестата, диплома;
  • титульный лист заполняет организация, куда работник пришел на работу впервые;
  • каждая запись должна иметь свой порядковый номер;
  • сокращения названий, должностей и других данных недопустимо;
  • при необходимости исправлений, запрещено зачеркивать имеющиеся сведения или использовать корректор. Чтобы заменить недостоверные сведения нужно под новым порядковым номером указать, под каким номером была внесена недостоверная информация, затем указать правильную формулировку и обязательно закрепить это должностью, ФИО и подписью сотрудника, который внес изменения.

Исправления в трудовой книжке

В случае если работодатель не соблюдает правила заполнения, документ считается недействительным.

Восстановление при утере или порче

Восстановление при утере или порче

Восстановление книжки зависит от того, по чьей вине она была утеряна. Если потеря произошла из-за работодателя, он сам или ответственный за хранение и заполнение сотрудник:

  • берет чистый бланк и ставит надпись «Дубликат»;
  • с письменного разрешения работника, чья книжка была утеряна, запрашивает данные с предыдущих мест работ;
  • на основании справок, предоставленных прошлыми работодателями, заполняет дубликат.

Дубликат трудовой книжки

Если книжка была утеряна по вине работника, есть несколько способов восстановления:

  • написать заявление в отдел кадров по последнему или текущему место работы с просьбой восстановить трудовую книжку. Срок выдачи дубликата – 15 дней. При этом также потребуется дать согласие на запрос персональных данных с прошлого места работы;
  • написать заявление в ПФР, где в течение 10 рабочих дней сформируют справку о прежних местах работы и трудовом стаже;
  • подать заявление в суд. В судебном порядке будут запрошены данные от предыдущих работодателей и переданы заявителю.
Категорически запрещено выдавать дубликат на основании слов сотрудника – вся информация должна иметь документальное подтверждение с прошлых мест работы.

Электронные трудовые книжки

В прошлом году Пенсионный фонд России анонсировал внедрение электронных трудовых книжек. С января 2020 новый проект начали внедрять в организациях.

Электронная трудовая книжка, ЭТК – это документ, хранящийся в базе данных на сервере ПФР.

Новый формат с информационной точки зрения практически не отличается от своего бумажного предшественника. В ЭТК также вносится дата устройства и увольнения, какие-то кадровые перестановки – повышение в должности или ее смена в пределах одной организации.

Преимущества ЭТК:

  • ее нельзя потерять, а значит, больше не нужно будет тратить время на восстановление данных;
  • доступ к информации о трудовом стаже владелец ЭТК может получить по мере необходимости. Для этого предусмотрено сразу несколько каналов – работодатель, личный кабинет на сайте ПФР, Госуслуги или обращение в МФЦ. Данные можно распечатать или отправить;
  • исключение подачи ложной информации о прошлых местах работы. Сейчас с этим проблема –много поддельных книжек.

Переход на новый формат осуществляется добровольно. Согласно ФЗ №439-ФЗ от 16.12.2019, каждый работающий гражданин вправе сам выбрать, какая трудовая книжка для него предпочтительнее – бумажная или электронная.

Для того чтобы уведомить работодателя о своем желании, до 31 декабря 2020 года нужно написать заявление на имя работодателя о своем желании перейти на электронный формат. Заявление подается в свободной форме – примеры прилагаем. Если сотрудник отказывается от электронной версии, работодатель продолжает вести классическую бумажную книжку.

документ в формате word   Заявление о согласии на ЭТК

документ в формате word   Заявление об отказе от ЭТК

Все работники, которые впервые устраиваются на работу в 2021 году, лишаются права выбора – им сразу заводится документ в электронном формате. При переходе на ЭТК бумажная книжка выдается на руки сотруднику, а информация вносится в Журнал учета трудовых книжек.

В ЭТК вносятся данные начиная с 2020 года. Бумажный документ остается необходимым для подтверждения стажа до 2020.

Что нужно сделать владельцу салона красоты для перехода на ЭТК

Что нужно сделать владельцу салона красоты для перехода на ЭТК:

  1. До 31.10. 2020 уведомить работников о необходимости выразить свое желание о переходе или не переходе на ЭТК;
  2. Получить заявления от сотрудников;
  3. Внести изменения во внутренние документы, определяющие порядок обращения с трудовыми книжками с учетом изменений в законодательстве;

После перехода на новый формат внутри организации, работодатель обязан:

  • уведомлять ПФР об увольнении работника и приеме на работу. Делать это нужно в тот же или на следующий рабочий день;
  • сообщать о других изменениях – повышении, смене должности. На это дается больше времени – успеть нужно не позднее, чем до 15 числа грядущего месяца.

Ответы на вопросы

Вопросы о трудовой книжке

Если мастер моего салона красоты выбрал бумажный документ, электронный вестись не будет?

Нет, закон устанавливает, что ЭТК должен иметь каждый работающий гражданин. При этом, человек имеет право продолжить пользоваться бумажной версией. Получается, что при сохранении работником бумажного экземпляра, кадровый сотрудник или владелец салона красоты на одного сотрудника ведет 2 документа – бумажный и электронный.

Если я написала заявление, что хочу перейти на ЭТК, но затем передумала, могу ли я снова вернуться к бумажному формату?

Нет, при переходе на ЭТК отменить заявление будет невозможно. Именно поэтому нужно тщательно взвесить все за и против, прежде чем принять решение.

Зачем вообще нужна трудовая книжка, если рабочий стаж подтверждается перечислениям в ПФР.

Трудовая книжка – документ, который остался с нами еще с прошлого века, когда он был практически единственным, доказывающим трудовой стаж. Сейчас книжка носит больше формальный характер – она нужна для оформления пенсии, например, или при подаче заявления на выдачу ипотечного кредита. Но несмотря на формальность, пока документ не отменили – вести его обязательно.

Кто должен вести книжки в салоне красоты.

Согласно ТК РФ, обязанность за ведение, оборот и учет трудовых книжек возлагается на руководителя организации. Разумеется, эту задачу он может делегировать другому лицу – кадровику, бухгалтеру или администратору соответствующим приказом. Требований к уровню образования лица, которое назначено уполномоченным, нет. При этом, ответственность за утрату, порчу или другие нарушения связанные с трудовыми книжками будет нести работодатель, даже если обязанность была возложена на сотрудника.

Если у меня нет трудовой книжки, и я планирую устраиваться на работу, где ее взять.

На практике, будущий работник покупает книжку в ближайшем отделении Роспечати и приносит в отдел кадров. По закону, так быть не должно – каждый работодатель должен иметь достаточный запас бланков.

Кто проверяет трудовые книжки.

Правильность заполнение бланков и их наличие отслеживает Трудовая инспекция. При проверке салона красоты проверяющие могут запросить книжки сотрудников, чтобы отследить правильность их заполнения, да и вообще наличие.

Что делать, если книжка закончилась.

Если все листы заполнены, дальше информация о трудовом стаже вносится в специальный вкладыш. Он также разлинован в виде таблицы. Правила заполнения вкладыша ничем не отличаются от внесения информации в основную книжку.

Вкладыш в трудовую книжку

Если я работаю с мастерами, как с индивидуальными предпринимателями без заключения трудового договора, должна ли я заводить им трудовые книжки и вести их.

Отношения с ИП у владельца салона красоты в этом случае не трудовые, то есть по сути, владелец не является работодателем этих мастеров. Вероятно, ты сдаешь рабочие места или кабинеты в аренду в составе салона. В этом случае вести документ не нужно.

С какого возраста заводится трудовая книжка.

Документ вправе иметь лица в возрасте от 16 лет.

А как считать трудовой стаж ИП, если информация об их деятельности не вносится в книжку.

Стаж индивидуального предпринимателя исчисляется в соответствии с его регистрацией как ИП и на основании внесенных в ПФР пенсионных платежей.

Если сотрудник уже вышел на пенсию, можно ли ему официально работать. Как в таком случае вносить запись в трудовую.

Закон не запрещает гражданам пенсионного возраста продолжать работать. Трудовой договор и книжка в этом случае заполняются, как и всегда.

Где хранить трудовые книжки.

Трудовые книжки в организации должны храниться, как документы строгой отчетности. В законодательстве есть ряд требований, предъявляемых к бланкам строгой отчетности — БСО, согласно которым они должны храниться в металлическом шкафу или сейфе, в местах, где исключен риск их хищения или порчи.


Поделиться

Эксклюзивные материалы только для подписчиков журнала NAILS

# 1 раз в 2 недели
# Cамое интересное
# Тренды, мода, бизнес, нейл-индустрия
NAILS+

Присоединяйся к нам

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх