Фирменный стиль и его отражение в окружающих клиента предметах – то, что демонстрирует бренд салона красоты, парикмахерскую или мастера, отличает от конкурентов, делает запоминающимся и узнаваемым. Рассказываем, что такое брендирование и как оно поможет получить больше клиентов.
О сути брендирования
Брендирование – это процесс управления товарным знаком, в результате которого вещи, предметы и продукция становятся носителем этого товарного знака.
Проще говоря – это нанесение логотипа и других элементов фирменной символики на предметы для создания определенного образа организации в глазах потребителя.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фирменный стиль – совокупность разных визуальных, текстовых и графических приемов в салоне красоты, которые отличают его от других, аналогичных заведений.
Часто возникает путаница между брендированием и брендингом – эти термины стали тождественными и с завидной регулярностью используются, как синонимы. Тем не менее, брендинг – это формирование имиджа компании, а также процесс создания марки продукта или услуги и ее продвижение в рядах целевых клиентов.
Если кратко то:
бренд – комплекс характеристик, отражающих то, как тебя видит клиент;
брендирование – нанесение товарного знака на предметы, создание определенного образа в глазах потребителей;
фирменный стиль – совокупность визуальных элементов, отличающих один салон от другого;
брендинг салона красоты – создание бренда и управление им, в том числе разработка фирменного стиля и брендирование.
Так как тема статьи – брендирование, то есть присвоение предметам элементов фирменного стиля, дальнейший разговор будем вести об этом процессе.
Преимущества брендирования в салоне красоты:
узнаваемость. В результате придания уникальности салону, предметам, мебели, название салона ассоциируется с его обстановкой, вызывает приятные воспоминания о посещении;
легкость масштабирования. В процессе разработки фирменного стиля создается брендбук – документ, в котором описывается концепция салона красоты, его основные атрибуты, а иногда и гайдлайн – правила размещения фирменного знака на носителях – предметах, мебели, одежде. Разумеется, это значительно облегчает масштабирование и сам процесс брендирования;
эффективность рекламы. В бесконечном потоке рекламы выделиться среди конкурентов проще, если есть узнаваемый, ассоциативно приятный фирменный стиль. Кроме того, фирменный стиль – сам по себе выступает своеобразной рекламой и привлекает клиентов;
напоминание. Брендированию подвержены не только внешние предметы, но и раздаточная продукция, сувениры и прочие клиентские материалы. Так клиенты невольно вспоминают о салоне и чаще его посещают.
Говоря о брендировании, важно понимать, что может быть носителем товарного знака и отражать фирменный стиль салона красоты:
канцелярия – блокноты, папки, ручки, бланки. В общем, все, что используется при обслуживании клиента;
мерч,сокращенное от англ. merchandise – товар – это любые категории товаров, на которые нанесены элементы, отражающие его принадлежность к конкретной организации.
Брендируют практически все, но именно описанные выше категории имеют наибольшее влияние на формирование лояльности клиентов.
Элементы фирменного стиля
Чтобы перейти к брендированию, разберемся из чего оно состоит и какие элементы используются для разработки визуальной концепции и ее последующего переноса на предметы.
логотип – графический элемент, эмблема, представляющий бренд. Самый распространенный элемент, используемый в процессе брендирования и создания фирменного стиля;
цветовая гамма. Цветовая палитра – это комбинация цветов, используемая в оформлении салона;
текстовые элементы – слоганы, девизы, подкрепляющие тексты, которые отражают концепцию и политику салона красоты;
набор шрифтов.
Эти элементы могут сочетаться между собой в процессе брендирования, либо использоваться обособленно – только логотип, только фирменные цвета или текст.
Внутреннее брендирование
Внутреннее брендирование – это создание образа и передача его фирменного стиля на предметах, находящихся внутри салона красоты, парикмахерской, кабинета.
Задача внутреннего брендирования – подчеркнуть фирменный стиль, акцентировать внимание на целостности салона красоты, выстроить в голове клиента определенные ассоциации в процессе проведения процедуры.
Внутреннему брендированию подвергаются:
мебель – от стоек администратора с логотипом до нанесения эмблемы на педикюрные кресла;
оборудование – отражение фирменного стиля посредством использования его элементов на лампах для маникюра, маникюрных аппаратах, фенах, кофе-машинах, кулерах;
посуда, в том числе одноразовая – стаканы под кофе, например;
Способ брендирования в этом случае зависит от предмета, на который наносится логотип или текст:
полиграфическое брендирование. Самый распространенный способ, предполагающий нанесение графических элементов на бумажную продукцию – календари, плакаты, ежедневники. Полиграфическим брендированием занимаются практически все типографии – от мелких копи-центров до крупных печатных домов;
вышивка, термопечать и шелкография. Это вариант для текстильных предметов – спецодежды, чехлов для мебели. Услугу такой печати предлагают некоторые типографии, но обычно крупные, так как процедура требует дорогостоящего оборудования, а также производственные компании, занимающиеся сувенирной продукцией и крупные рекламные агентства;
тиснение. Это «выдавливание» элемента путем давления на бумагу, кожу, пластик или другие мягкие материалы. Рельефы отлично смотрятся на обложках ежедневников, подушках для маникюра. Услугу тиснения оказывают также типографии, сувенирные компании и предприятия, изготавливающие клише – штампы для тиснения.
Что касается использования брендирования с помощью фирменных цветов – для этого предметы должны покупаться под заказ. Например, спецодежду для сотрудников оригинального оттенка можно заказать в организации, которая занимается разработкой и пошивом униформы, а ежедневники в полиграфической организации.
Сайт и социальные сети
Брендирование сайта и социальных сетей – это их оформление с использованием фирменного стиля и его элементов.
Для отражения фирменного стиля на сайте рекомендуется по максимуму использовать все элементы фирменного стиля – логотип, цветовую палитру, текст, шрифты. Однако реализовать это не всегда возможно, так как, к примеру, логотипы, не отображаются на экране также, как на печатной продукции. Чтобы не было таких недоразумений, при разработке логотипа старайся учитывать его применимость в разных источниках, в том числе онлайн.
Кроме того, в разработке сайта учитывай:
структуру сайта - все должно быть понятно, логично и последовательно;
полезность информации – добавляется только та информация, которая будет полезна клиенту;
функциональность и удобство – старайся облегчить путь клиента от посещения сайта до записи.
Правильно оформленный сайт, сочетающий информативность, удобство и элементы фирменного стиля будет работать не только для автоматизации, но и в качестве одного из инструментов продвижения.
Разрабатывая сайт в соответствии со стилистикой салона, не забудь уделить внимание форме онлайн-записи. Она также должна быть оформленной, отражать тебя, твой салон или кабинет, его концепцию.
Настроить форму под себя позволяет не каждый сервис, особенно, если он сторонний, но некоторые CRM-системы дают такую возможность – добавить логотип, использовать фирменные цвета.
Не забудь на сайте оставить ссылки на социальные сети, которые, разумеется, тоже должны быть брендированными. Брендировать можно практически все социальные сети, но самым удачным в этом плане является Instagram.
Визуальная направленность этой социальной сети делает ее идеальной площадкой для создания образа салона, парикмахерской, кабинета или отдельного мастера. Чаще всего в социальных сетях применяется для брендирвания цветовая палитра и логотипы, текстовые элементы и шрифты находят отражение в оформлении ленты реже.
Брендирование и мерч
Мерч - это не обязательно логотип – есть примеры мерча, в которых использован какой-то оригинальный, необычный цвет организации или нанесенный фирменным шрифтом текст.
Мерч – отличный способ продвижения салона красоты, парикмахерской, студии маникюра, мастера, да и любой другой коммерческой организации. Отличительная особенность мерча от других брендированных предметов – он не обязан быть связан с деятельностью компании. Например, салон красоты может выпустить толстовки, чехлы для телефона, зонты и прочие полезные вещи с символикой или в фирменных оттенках салона красоты.
Преимущества использования мерча:
бюджетное продвижение. Маркетинговые исследования подтверждают, что сувенирная продукция и мерч значительно удешевляют рекламу, что особенно важно для молодого бизнеса, когда нет больших бюджетов;
широкое распространение. Реклама на баннерах, в интернете или на ТВ видна пользователи максимум пару минут, а фирменная кружка или толстовка будет на виду каждый день, причем порой не только у обладателя мерча, но и у других людей;
узнаваемость. Функция мерча, это повышение узнаваемости бренда, которая достигается за счет предыдущего пункта – брендированные вещи дольше на виду;
лояльность. Клиенты любят салоны красоты, которые заботятся о своих клиентах и уделяют им знаки внимания;
дополнительный доход. Мерч можно продавать и получить дополнительный доход. Разумеется, возможность продажи зависит от категории товара – ручки, кружки или магниты лучше сделать бесплатными – дарить постоянным клиентам на дни рождения, какие-то праздники, в подарок к другой покупке. А вот более серьезные товары – предметы одежды, гаджеты, аксессуары успешно продают.
Правила выбора и оформления товара для мерча:
соблюдение фирменного стиля. Даже если нет логотипа – должно быть понятно, что данный предмет имеет отношение к твоему салону;
польза. Можно бесконечно дарить клиентам закладки для книг или магниты и удивляться, что мерч не работает. Все просто – это невостребованные и не полезные товары. Старайся ориентироваться на свою целевую аудиторию и дарить полезные для нее вещи. Например, перьевая ручка на подставке из серпентинита для посетителей бюджетной парикмахерской вряд ли будет полезной;
качество. В нашей стране принято использовать для мерча товары низкого качества. Это обусловлено нежеланием вкладывать большие деньги в инструмент, который может и не сработать.
Идеи бюджетного мерча для салона красоты
Бюджетный – требующий минимальных затрат на создание. Такую продукцию вполне реально давать в подарок к покупке косметики, после процедуры или на праздники – Новый год, 8 марта.
канцелярия – ручки, блокноты, пеналы, календари;
товары из стекла – кружки, пепельницы, тарелки, чайные пары, бокалы для вина или шампанского;
чехол на смартфон, подставка под кружку, свеча, сумка-шоппер, елочная игрушка;
специфические инструменты в соответствии с услугами салона – пилки, бафы, расчески;
для новогоднего брендирования – елочные игрушки, декоративные элементы дизайна;
Идеи мерча для продажи
одежда и аксессуары – футболки, толстовки, худи, майки, кепки, шарфы;
чехлы для наушников Apple;
кофе и кофейные зерна;
пледы и одеяла, декоративные подушки;
многоразовые бутылки для воды, термосы, термо-кружки;
портативное зарядное устройство;
зонты и дождевики;
рюкзаки;
пляжные аксессуары – пляжный мяч, сумка для пляжа$
косметички.
Разумеется, продавать все и сразу не стоит – все-таки салон красоты – это не магазин «1000 мелочей». Достаточно выбрать несколько позиций, которые будут перекликаться с интересами целевой аудитории.
Порядок процесса брендирования
Этапы брендирования салона красоты:
Все начинается с разработки фирменного стиля – создания логотипа, дизайна помещения, подбора фирменных цветов, которые будут создавать правильный образ у клиентов. Обычно это происходит еще на этапе открытия салона красоты или парикмахерской, но изменить концепцию никогда не поздно, просто уже в работающем салоне это потребует временного приостановления работы для ремонта и ощутимых финансовых вливаний. Разработку поручают рекламному агентству с хорошим портфолио, дизайнеру-фрилансеру или занимаются им самостоятельно. Во всех случаях заказчик составляет ТЗ – техническое задание, где отражает все пожелания по фирменному стилю. Исполнитель также может попросить заполнить бриф – список уточняющих вопросов, чтобы лучше понять твои желания;
Презентация и анализ мокапа – набора представлений логотипа и отражения фирменного стиля на разных предметах – блокнотах, бланках, ручках, кружках, одежде. Мокап может представлять несколько статичных изображений с брендированными предметами или 3D-модель. Мокап готовит дизайнер или рекламное агенство, разрабатывающее логотип. Для тех, кто занимается созданием логотипа самостоятельно есть разные мокап-сервисы – Smartmokups, PlaceIt by Envato, MockJar. Создать мокап также можно в Photoshop при наличии навыков;
Следующим шагом определяется перечень предметов для брендирования и для мерча. Тут ориентируйся на бюджет, целевую аудиторию и концепцию салона красоты;
Поиск типографии для реализации. Конкретное учреждение зависит от сложности изготовления выбранных предметов. Так, для печати на бумаге будет достаточно копи-центра, а вот для вышивки на одежде потребуется уже услуги крупных типографий и печатных домов или специализированных организаций, ориентированных на создание сувенирной продукции;
После согласования всех деталей и передачи фирменных элементов для их размещения на одежде, канцелярии, посуде. Обычно срок создания занимает от 5 рабочих дней, но конечные сроки зависят от количества единиц, загруженности типографии и других факторов.
Техническое задание для брендирования
Если ты планируешь привлекать специалистов – маркетологов, дизайнеров или рекламное агентство, бери на заметку важные пункты технического задания. Создавать его можно в свободной форме и внести:
сроки выполнения работ;
требования к содержанию работы – описание конкретных действий, которые необходимо предпринять. Например, разработка фирменного стиля, создание мокапа, маркетинговый анализ, создание брендбука. В этом разделе указывается все, что в результате должен предоставить исполнитель;
ответственность сторон – на случай непредвиденных ситуаций.
Практика показывает, что брендирование, порученное специалистам, в результате работает лучше, чем аналогичная работа проделанная самостоятельно. Если позволяет бюджет – рассмотри возможность привлечения рекламного агентства или фрилансера.
Как думаешь, есть ли разница в привлечении клиентов салоном без бренда и с брендом?
Журнал NAILS - издание о красоте, уходе за собой и бьюти-бизнесе. Бизнес в индустрии красоты - раздел PRO для профессионалов - мастеров и предпринимателей.