Разбираемся, что такое франшиза, насколько целесообразно ее приобретать и посмотрим какие есть франшизы маникюра.
Право передается франчайзи после уплаты паушального взноса – оплаты за использование франшизы.
Понятие франшизы, фрачайзинга и сторон-участников не закреплено в законодательстве. Такой термин нельзя встретить ни в одном законодательном документе РФ. Все отношения в этом случае регулируются Гражданским кодексом – статья 54.
Среди всех возможных форматов ведения дел, в маникюрном бизнесе чаще всего применяется обратный франчайзинг.
Обратный франчайзинг – организация бизнеса с передачей прав на использование торговой марки, при которой продавец франшизы контролирует все процессы, касающиеся бизнеса.
После открытия бизнеса и получения первых доходов, франчайзи ежемесячно уплачивает франчайзеру роялти – взнос за пользование товарным знаком, что-то вроде платы за аренду. Размер роялти и периодичность выплат определяется сторонами на первом этапе – при подписании договора.
Плюсы:
Минусы:
Плюсов получается больше, но те три минуса, которые мы выделили, являются весомыми, а порой даже решающими. Имей в виду, что все приведенные достоинства и недостатки являются средними, обобщенными. Есть франчайзеры, которые предлагают немного измененные условия, поэтому внимательно изучай предложения и делай выводы в каждом конкретном случае отдельно.
Перед покупкой франшизы, еще на начальном этапе, определись с форматом будущего бизнеса. Их может быть 2:
Есть еще маникюрный кабинет, но франшизу на маникюрный кабинет нам удалось найти только одну – у 4hands. Видимо такой вариант не пользуется спросом.
Критерии выбора франшизы маникюрного салона:
2500000/2500=1000
1000 услуг нужно оказать салону за месяц. В салоне работает 6 мастеров, значит, каждый из них должен оказать за месяц по 168 услуг. При графике 2/2 у каждого мастера будет примерно 15 смен.
168/15 = 11,2
11 процедур в день должен оказывать 1 мастер маникюра. Одна процедура при таком расчете должна идти максимум 1 час, а у сотрудника при этом нет обеда и перерывов. Очевидно, что в этом случае показатели преувеличены. Произведи такие расчеты для выбранной франшизы, и посмотри, какое число получится. Конечно, это будут усредненные показатели, но помогут составить понимание, насколько реально предложение франчайзера.
Перед покупкой важно вдоль и попрек изучить предложение. Никогда не подписывай договор при первой встрече – возьми его с собой и попроси пару дней. Так у тебя будет время детально изучить каждый пункт, чтобы в будущем не удивляться – почему он заставил меня снять красные шторы и переставить флаконы с гель-лаком на полке.
Пример типового договора коммерческой концессии можешь посмотреть во вложении.
Договор коммерческой концессии образец
Обрати внимание на следующие пункты договора:
3.1.1. Важно, чтобы франчайзер закрепил за тобой территорию – район, город, область, как договоритесь, и не продавал франшизу кому-либо для работы в пределах этой территории. Если такое произойдет, велик риск потерять часть клиентского потока и не окупить бизнес в указанные сроки;
3.1.2. Оказание консультационной и технической поддержки со стороны франчайзера должно быть прописано обязательно. Эта функция при покупке франшизы часто не исполняется и хорошо, если она будет документально подтверждена. Тогда ты вправе требовать соблюдения условий договора и получать обещанную поддержку.
4 раздел. Раздел 4 договора касается обязанностей франчайзи, которых всегда больше, чем у франчайзера. В типовом договоре прописаны общие формулировки, которые каждая из сторон может трактовать по-разному. Чтобы избежать конфликтов и будущих проблем, постарайся договорить с партнером о развернутом описании каждой обязанности. Не «согласовывать внешнее и внутреннее оформление», а «согласовывать оформление входной группы, рабочего места администратора, торговых и обслуживающих помещений».
5 раздел. Сюда вносится информация о паушальном взносе, а также роялти. Если есть дополнительные платежи – маркетинговые или рекламные взносы, какие-то комиссии – все должно быть прописано. Требовать от франчайзи взносы, не описанные в этом разделе – противозаконно;
Лучшее, что можно сделать до подписания договора франчайзинга – отдать его на изучение юристу. Специалист поможет избежать ошибок и выявить ловушки для франчайзи.
Этот вопрос появляется у каждого будущего предпринимателя и первое, что нужно понимать – любой из вариантов имеет свои недостатки и риски. Для формирования полной картины сравним варианты с разных сторон.
Статья расходов | Открыть самому (тыс. руб.) | Купить франшизу (тыс. руб) |
Регистрация бизнеса | 10-15 | 10-15 |
Аренда | 10-50 в зависимости от региона и площади | 10-50 в зависимости от региона и площади |
Ремонт и дизайн | 20-100 | 20-70. Тратится придется только на сам ремонт, дизайн уже разработан; |
Расходные материалы, инструменты, оборудование | 50-100 | 35-60. У франчайзеров как правило есть свои поставщики с корпоративными ценами, которые ниже, чем в магазинах или у дистрибьюторов. |
Реклама, маркетинг, продвижение | 20-40 | Обычно входит в стоимость франшизы |
Доп. Расходы – все, что не вошло в предыдущие графы | 50-80 | От 300 – паушальный взнос |
Судя по цифрам, которые, разумеется, взяты условно и могут меняться под влиянием многих факторов, открытие маникюрной студии самостоятельно обходится примерно в ту же сумму, что и покупка франшизы. С финансовой точки зрения – разница не большая.
Тут, конечно, лидерство забирает франшиза. Причин на это две:
При грамотно выбранной франшизе, в развитие будет вкладываться минимум усилий – нужно просто найти сотрудников и периодически проводить рекламные акции. У салона уже будет имя, статус и доверие клиентов.
Свобода – это не про франшизу. Многое, конечно, зависит от конкретного франчайзера, но чаще всего продавец контролирует все – от расстановки банок на витрине, внешнего вида сотрудников и оформления стойки регистратора, до скриптов разговора и модели сухожара.
Конечно, все эти аспекты прописываются сторонами в договоре и никаких сюрпризов быть не должно, но если ты хочешь развивать себя, вкладывать в дело душу и проверять свои знания на практике – франшиза этого сделать, скорее всего, не позволит.
Отзывы на франшизы в нейл-сфере преимущественно нейтральные или отрицательные. Главная проблема всех франчайзи – отсутствие обещанной поддержки и помощи. Если соберешься все же покупать франшизу – тщательно выбирай франчайзера, чтобы не потерять вложенные деньги.
Договор, подписываемый в рамках приобретения франшизы, накладывает на стороны обязательства.
Франчайзер обязуется:
Франчайзи:
Эти аспекты прописываются практически в каждом договоре. Дополнительно, проверь в документе наличие пунктов:
Разбег цен в этом вопросе огромный . Цены начинаются от 200 тысяч, и кажется, не имеют верхнего потолка. Рассмотрим 5 предложений самых популярных студий маникюра.
На момент написания статьи у студии Пилки 30 франшизных предприятий по всей России. Работает компания с 2014 года, а с 2016 начала продавать право пользования брендом для развития сети по всей стране.
При покупке франшизы, Пилки обещает:
Отзывы:
Елена: «Выбирала между 4 франшизами и Пилки в том числе. Мы с мужем запросили договор и ужаснулись – по условиям ты становишься рабом компании. Прописано все – у кого покупать материалы, как себя вести, чуть ли не по какому графику в уборную ходить. Нарушение условия – штраф. Отчисления в месяц достигают 70 тыс. руб., хотя изначально говорят, что дополнительных платежей нет»
У студии маникюра Миндаль – сеть по всей стране. Собственных филиалов - 15, франшизных – 20. Помимо маникюра и педикюра, бизнес-модель предусматривает наличие рабочего места для бровиста.
Миндаль выдвигает требования к площади и количеству залов, но при этом не настаивает на аренде в «проходном» месте, так как клиенты приходят по предварительной записи из соц.сетей.
Стоимость франшизы чуть больше 2 млн. руб. В это входит:
Паушальный взнос – 500 тыс. руб.;
Роялти: 15 000 ежемесячно, с 3 месяца работы.
Окупаемость: 15 мес.
Писательница и модель Лена Ленина распродала уже больше 100 франшиз и продолжает расширять свою сеть.
Из особенностей франшизы – множество обучающих курсов для разных категорий сотрудников, собственная косметическая линия, заявки с основного сайта.
Отзывы:
Инна: «Не могу сказать, что довольна, так как нет обещанной поддержки и помощи. Рассказали все на начальном этапе, и только самые азы – остальное пришлось изучать самостоятельно. Первый доход получили только через 3 месяца. Возможно, дело в том, что я не имела представления бизнесе – раньше работала в банке.»
Елена: «Открылись в прошлом году, затраты пока не окупили. Клиенты есть, требования франчайзера выполняем, только рекламу придется самим продумывать – партнеры с этим не заморачиваются. В целом проект выглядит прибыльным. Посмотрим, что будет дальше».
Развитая в нейл-сфере сеть имеет больше 80 франчайзи. В отличие от остальных представленных студий, тут предлагают экспресс-маникюр по доступной цене, что в разы увеличивает охваты целевой аудитории.
Название 4 руки полностью отражает специфику работы – с одним клиентом работает сразу 2 человека, что сокращает длительность в два раза.
Можно открыть в формате кабинета, нейл-бара или полноценной студии.
Франшиз с индивидуальным подходом к каждому франчайзи, которых сейчас 15. Под каждого партнера подстраивается ценовая политика и корректируется бизнес-модель. Все для того, чтобы окупиться в ближайший год.
Нельзя сказать, что какая-то из франшиз лучше – все имеют достоинства и недостатки. Миндаль, к примеру, просит высокий паушальный взнос, зато в стоимость франшизы входит даже мебель и оборудование. У Лены Лениной низкая ставка роялти, при этом есть дополнительные платежи.
Могу ли я купить и реализовать франшизу, если у меня уже есть салон и персонал?
Да, можешь. Франчайзеры с удовольствием продают франшизу уже действующим салонам. Но будь готова, что стандарты, оформление, технологию придется изменить в соответствии с требованиями франчайзера. Если у тебя уже есть салон и клиенты, подумай, зачем приобретать франшизу – это может повлечь большие траты и не принести желаемого результата.
Франчайзер отказывается показать финансовую документацию, чтобы подтвердить прибыльность салонов, работающих по франшизе. Где узнать, как обстоят дела у других франчайзи?
Простой способ – позвонить или написать напрямую. Но важно понимать, что отказ предоставлять финансовую информацию вызывает сомнения в честности франчайзера и правдивости обещаний. Задумайся – возможно, имеет смысл отказаться от сотрудничества.
Что делать, если франчайзер не исполняет условий договора – не оказывает поддержку, не дает консультаций. Я со своей стороны прикладываю все усилия для развития, но без обещанной поддержки по развитию и продвижению дела идут не очень.
Отсутствие обещанной поддержки, консультаций, участия – основной недостаток бизнеса по франшизе. К сожалению, юридически воздействовать на франчайзера очень сложно – в суде будет трудно доказать, что франчайзер оказывает поддержку формально, "для галочки", или не добросовестно. В таком случае остается только развиваться самостоятельно или расторгнуть договор с франчайзинга. Этот момент, наверное, самое тонкое место покупки франшизы. Зачастую, после оплаты по договору, франчайзи становится франчайзеру не интересен.
Комментировать
Спасибо за статью. Все четко и понятно. Выбор действительно сложный
Здравствуйте, Лидия! Спасибо за оценку 🙂 да, вопрос выбора франшизы сложный. Нужно для своих обстоятельств определить список всех рисков и проанализировать минимизацию каждого. Плюс сама целесообразность и необходимость использования франшизы в конкретном случае.