Начиная с 2018 года, все организации начали переход на онлайн-кассы. Перемены коснулись, в том числе, и индустрию красоты – салоны и мастеров. Разбираемся, кто уже должен был перейти на онлайн-кассу, где ее купить и как зарегистрировать.
Если говорить исключительно о сфере оказания бытовых услуг, то салоны красоты должны были перейти на онлайн-кассы еще в 2019 году. При этом повременить с приобретением и регистрацией онлайн-кассы могут мастера-одиночки с оформленным ИП и без сотрудников. Отсрочка действует до 1 июля 2021 года.
Онлайн-касса нужна:
Все эти правила и исключения прописаны в Федеральном законе №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003. С момента введения документа в него было внесено множество правок, поэтому всегда смотри документ в актуальной редакции.
Чтобы узнать, нужна ли онлайн-касса в твоем конкретном случае, пройди специальный тест на сайте ФНС России. Ссылка - kkt-online.nalog.ru.
На странице выбери «Нужна ли мне касса? Пройти тест». Вопросов немного – около 10 штук. Результаты показываются сразу после прохождения.
Алгоритм работы:
Дополнительно новые онлайн-кассы печатают на чеке кьюар-код - QR. При считывании кода специальным приложением на смартфоне, клиент может в любое время получить полноценный электронный чек.
Первое, что нужно проверить при выборе аппарата – внесен ли он в «Реестр контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС. Налоговая служба принимает только официально зарегистрированные онлайн-кассы, внесенные в этот реестр.
На момент написания статьи, в реестр было внесено 180 моделей, разрешенных к использованию. Посмотреть реестр ККТ можно в файле формата эксель с сайта ФНС по этой ссылке.
Критерии отбора:
Онлайн-кассу не обязательно покупать – многие компании предлагают устройство в аренду. Среди поставщиков есть банковские организации – Тинькоф, Сбербанк, а также разработчики программного обеспечения, как СКБ-Контур. Стоимость за месяц использования начинается от 1700 руб. При этом, арендованная касса, как и покупная должна входить в реестр разрешенных к использованию моделей.
Если комплектация онлайн-кассы не включает фискальный накопитель, его нужно купить отдельно. Как уже говорилось, цена начинается от 4 500 рублей и зависит от максимального срока его службы и производителя.
По сроку службы выделяется три разновидности накопителей:
Например, накопитель фирмы «Ивента» со сроком службы 36 месяцев не работает с организациями на ОСН - общей системе налогообложения, а чип фирмы «РИК» отработает для ОСН 1110 дней.
Для салонов красоты на ОСН ограничений по срокам службы нет, поэтому использовать можно любой. Объем памяти у 13 и 36-месячного накопителя примерно одинаковый, поэтому не стоит рассчитывать на экономию в этом вопросе. Как раз по этому, фискальный накопитель на 36 месяцев может прослужить только 12, если в твоем салоне большая проходимость и за смену пробивается больше 200 чеков.
Получается, что ты переплатишь за больший срок службы, однако по факту будешь пользоваться накопителем те же 12-15 месяцев. Предпринимателям рекомендуется использовать минимальный по сроку службы накопитель, если иное не прописано в ФЗ №54.
При УСН, ЕНВД, ЕСХН и ПСН в сфере бытовых услуг, закон обязывает устанавливать накопитель не менее чем с 36 месяцами службы.
Периодически фискальный накопитель приходится менять. Происходит это в нескольких случаях:
Узнать, о необходимости замены накопителя просто – онлайн-касса сама сообщит о скором окончании срока, выходе из строя или заполнении памяти. Поменять накопитель можно самостоятельно – никаких запретов для этого нет, однако лучше доверить это дело профессионалом, чтобы не повредить чип и саму кассу.
Заменой занимаются иногда представители производителей, а если постгарантийное обслуживание не предусмотрено – сервисные центры.
Порядок регистрации подробно описан в том же Федеральном законе №54-ФЗ ст. 4.2.
Для регистрации нужно:
С покупкой кассы все понятно – проанализируй характеристики, проверь внесение в реестр ФНС и оплати прибор. Остановимся подробно на остальных пунктах.
Список ОФД устанавливается федеральной налоговой службой. Перечень постепенно расширяется – изначально было всего 5 ОФД, теперь 21.
Услуги оператора фискальных данных являются платными. Цена около 3000 руб. за год обслуживания 1 аппарата.
Получить электронную подпись можно после обращения в один из лицензированных удостоверяющих центров. Посмотреть список аккредитованных центров можно по ссылке - digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/.
В удостоверяющий центр предоставь:
Также зарегистрировать электронную подпись для ИП или ЮЛ можно на сайте ФНС.
Теперь можно регистрировать кассу. Варианта два:
Регистрация онлайн:
Регистрация кассы без электронной подписи разрешена, однако не все налоговые инспекторы соглашаются на процедуру «по старинке». Дело в том, что такая форма регистрации действует в неофициальном режиме и еще не утверждена Правительством.
Кроме того, электронная подпись нужна для подписания договора с ОФД. На встречу идут далеко не все операторы - многие не подписывают договоры в бумажном виде.
Если ты все же решила испытать удачу, для визита в налоговый орган приготовь:
После принятия документов в налоговой, налогоплательщику выдается регистрационный номер кассового аппарата, который необходимо фискализировать. Процесс фискализации зависит от модели аппарата и описывается в инструкции к нему. Полученный после фискализации отчет необходимо передать налоговому инспектору не позднее, чем на следующий рабочий день.
После получения отчета, налоговая служба сформирует карточку аппарата. Срок изготовления зависит от налогового органа и может достигать 5 рабочих дней.
Купить кассу с функцией эквайринга мало – необходимо заключить договор с эквайером. Эквайер – это банк, контролирующий операции по карте клиента и их поступление на расчетный счет.
Для подключения эквайринга необходимо:
Эквайерами выступают практически все крупные банки. Отличие заключается во взимаемой за обслуживание комиссии. За проведение операций эквайер взимает до 3% от суммы покупки.
Некоторые банки предлагают своим партнерам пакеты – подключение эквайринга + онлайн-касса или онлайн-касса с функцией эквайринга и договором с ОФД.
Например, Тинькофф-банк предлагает:
Компания СКБ-Контур предлагает:
Стоимость пакета – от 25 500 руб.
В нашем салоне есть кассовый аппарат старого формата – что с ним делать?
Просто выкинуть ККТ не получится – аппарат стоит на учете в налоговом органе. Прежде чем заменить устройство, старое нужно снять с учета. Делается это по обращению с письменным заявлением в налоговый орган.
Как налоговая узнает, что я работаю без онлайн-кассы?
При первой же проверке нарушение будет выявлено. Кроме того, налоговики могут приехать раньше, например, среагировать на жалобу клиента о невыдаче чека или заявление конкурентов. Также, на любой смартфон можно установить специальное приложение «Проверка чека» и узнать, отправлялись ли данные по нему в ФНС.
В какую сумму обойдется покупка, подключение и постановка онлайн-кассы на учет?
Сумма зависит от выбранной модели онлайн-кассы и оператора фискальных данных. Арендованная обойдется примерно в 23 400 руб. в год, если ежемесячный платеж будет 1 700 руб., а взнос оператору 3 000 руб. в год. При покупке – простая касса – 5 000 р., фискальный накопитель – 5 000 руб., итого – 10 000 руб. + годовое обслуживание оператора 3 000. Модели современнее, с эквайрингом и возможностью подключения к ней сканера штрих-кодов или другого периферийного устройства стоят от 10 000 руб. без учета стоимости фискального накопителя.
Положена ли компенсация за покупку или замену кассового аппарата?
Налоговый вычет за переход на онлайн-кассу можно получить при установке устройства до 1 июля 2020 года, однако получить компенсацию смогут только те ИП, которые находятся на ПСН или ЕНВД. Для юридических лиц вычет не предусмотрен. Максимальная сумма выплаты за 1 кассовый аппарат – 18 000 руб. Вычет производится из налога, уплачиваемого предпринимателем в ближайший период. Для получения вычета нужно внести данные о затратах на ККТ в декларацию.
Связана ли онлайн-касса с расчетным счетом в банке?
Связь расчетного счета с онлайн-кассой прослеживается только в том случае, если ты принимаешь оплату не только наличными, но и картой - полученные безналичные средства будут перечисляться на расчетный счет. Если предусмотрена оплата только наличными – расчетный счет никак не связан с кассовым аппаратом.
Что делать с фискальным накопителем, после истечения его срока службы?
Фискальный накопитель, отработавший положенный срок хранится организацией в течение 5 лет. В этот период чип могут в любое время запросить сотрудники налогового органа для проверки.
Комментировать