Расчет себестоимости услуг – первое с чего начинается формирование прейскуранта. Если в твоем штате нет бухгалтера или ты хочешь оценить экономическое положение самостоятельно – присоединяйся. Считаем себестоимость маникюра и педикюра вместе на реальных примерах.
Понятие себестоимости
Себестоимость – это сумма практически понесенных затрат, связанных с реализацией товара или услуги. Простыми словами – это сумма денежных средств, которые ты потратишь на обслуживание 1 клиента.
Производственная себестоимость – это затраты, связанные непосредственно с оказанием услуги в салоне, а также затраты на управление и администрирование.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Все затраты, включаемые в производственную себестоимость делятся на:
переменные – материалы, зарплата сотрудников, находящихся на сдельной оплате труда и социальные взносы за них. Переменные затраты – это затраты, зависящие от количества оказанных услуг;
постоянные - затраты на ремонт и содержания оборудования, аренда помещения, коммунальные платежи, зарплата сотрудников на окладе, то есть – все платежи, не зависящие от количества оказанных услуг.
Для расчёта производственной себестоимости, сложи все постоянные и переменные затраты, которые ты несешь для оказания услуги и раздели на количество оказанных процедур. Это позволит тебе узнать, в какую сумму в среднем обходится одна процедура.
Рассмотрим пример калькуляции производственной себестоимости:
Переменные затраты:
материалы. В месяц на закупку материалов было потрачено 5 000 рублей. Сюда вошли расходники, гели, базы, апельсиновые палочки, салфетки, дизайн и прочие средства, необходимые для оказания услуги;
мастер, получающий 40% от каждой услуги заработал 30 000 руб.;
социальные взносы составили за мастера – 30% от заработной платы.
В 30 процентов входят – 22% в ПФР, 5,1% в ФОМС, 2,9% в ФСС. Итого – 9 000 руб.
Постоянные затраты:
аренда – 20 000;
зарплата сотрудников с фиксированной оплатой труда. Сюда включим зарплату уборщицы, администратора. Кстати, не забывай включать зарплату управляющего персонала – директора, заместителя. Получили 90 000 руб. и 27 500 руб. было уплачено в социальные фонты – ПФР, ОМС;
еще 5000 руб. было потрачено на рекламу в социальных сетях;
за 10 000 тебе создали сайт для салона.
После суммирования всех затрат, получаем сумму 196 500 рублей – столько было потрачено на обслуживание клиентов и функционирование салона.
За расчетный месяц было оказано 124 услуги. Полная себестоимость услуги составляет 1 584,6 руб.
Посчитать себестоимость таким образом можно по факту – то есть, по истечению расчетного периода. Есть и другой способ расчета, который используется для прогнозирования прибыли, расчета рентабельности и формирования прейскуранта на услуги.
Для этого способа понадобится высчитать 3 числа:
себестоимость материалов на 1 клиента;
стоимость 1 часа работы мастера;
сумму на содержание салона.
Произвести расчеты можно:
вручную. На листе составляется перечень всех статей затрат и проводится калькуляция;
в программе 1С Бухгалтерия. Расчеты там отличаются простотой, но программу нужно освоить и постоянно вести записи, так как данные для расчёта «подтягиваются» из чеков или проведенных документов закупа, реализации, поступлений;
в таблице Exel. В таблице есть возможность внести данные в любой момент, использовать формулы и практически полностью автоматизировать расчеты.
Себестоимость материалов на 1 клиента
Перед тем, как приступить к расчётам, определи, какие инструменты, расходники и средства ты применяешь во время работы. Представим, что в список входят:
перчатки;
антисептик;
жидкость для дезинфекции поверхности;
крафт-пакет;
одноразовая пилка;
баф;
салфетки безворсовые;
обезжириватель;
праймер;
база;
цвет;
топ;
масло для кутикулы.
Если ты используешь что-то еще, дополняй список по ситуации. Главное, включай сюда только те расходы, которые ты несешь для оказания услуги.
Составляем таблицу
Создаем таблицу с 5 колонками:
Наименование или статья расходов;
Стоимость;
Количество в упаковке;
Расход на 1 клиента;
Стоимость на клиента;
Заполняй с первого столбика, включая в каждую строчку свое наименование. В конце добавь отдельную строку с наименованием «Итого». По завершении заполнения, таблица должна выглядеть так, как на фото, только с твоим перечнем материалов и средств. Обрати внимание, что на примере представлен условный список для иллюстрирования.
Наименование, стоимость, количество
Начинаем заполнение таблицы с первой строчки. В этом случае – со строки «Перчатки нитриловые». Если ты работаешь с конкретными поставщиками, бери их цены, если только планируешь маникюрный бизнес и делаешь примерные расчёты, воспользуйся ценами из Интернета.
Ищем товар: нитриловые перчатки размера M от бренда Benovy. Упаковка 100 штук, цена 399 р.
Вносим данные в таблицу. Столбец B «Цена», столбец C «Количество в упаковке» - 100;
Проделываем данный шаг для каждого наименования. При заполнении графы «количество в упаковке» для жидких материалов – базы. Топа, антисептика, указывай количество миллилитров.
Расход на 1 клиента
Примерный расход жидких средств на 1 клиента:
обезжириватель, клинсер – 3 мл;
дезраствор – 10 мл;
антисептик – 15 мл;
праймер – 0,18 мл;
база – 0,17 на 1 слой
цвет – 0,26 при покрытии в 2 слоя;
топ – 0,15;
масло – 0,15.
Информацией о расходе владеют производители и компании их представляющие. Чтобы узнать точные цифры по конкретному бренду материала, обратись к продавцу или производителю.
Штучные товары:
перчатки – 2;
крафт-пакет – 1;
пилка – 1;
баф – 1;
салфетки – 4.
По штучным товарам вставляй свои цифры, например для безворсовых салфеток или крафт-пакетов, если их используется больше. Что касается многоразовых инструментов, вроде пушера, кусачек, ножниц – все они включаются в амортизацию или прочие расходы.
Стоимость на клиента
Чтобы посчитать, сколько денег мы тратим на клиента в рамках 1 наименования:
Стоимость всего / количество в упаковке * на расход на 1 клиента = Стоимость материала на 1 клиента.
На примере нитриловых перчаток: 399/100*2=7,98 руб.
Для того чтобы не заполнять в экселе каждую строчку вручную:
В ячейке E2 поставь знак «=»;
Выдели ячейку В2, поставь знак деления - «/»;
Выдели ячейку С2, поставь умножение «*»;
Выдели ячейку D2;
Нажми «Enter» сумма посчитается автоматически.
Выдели ячейку Е2 и потяни ее за правый нижний угол вниз – через ячейки E3,Е4,Е5 и так далее до конца списка наименований.
После того, как ты отпустишь мышку, каждое наименование посчитается автоматически по той же формуле, что и перчатки.
Выдели все строчки столбика E до строчки «Итого» включительно»;
Найди в строке меню Exel формулу «Автосумма» и нажми на нее. Положение кнопки меняется в зависимости от версии Microsoft Office.
В строке итого отобразится общая сумма затрат на материалы и расходники на 1 процедуру классического покрытия гель-лаком. По такой же схеме считаются материалы на педикюр, японский маникюр, СПА-маникюр, наращивание – в общем, все услуги из твоего прайса.
Расчёт стоимости часа работы мастера
Для расчёта, возьми среднюю зарплату мастера за 1 месяц, например, 35 000 р. Мастер работает по графику 2 дня рабочих/2 дня выходных с продолжительностью смены 12 часов. Количество смен в месяц – 15.
Расчет стоимости 1 часа работы:
35 000 / ( 15 * 12 ) = 194,4
1 процедура покрытия длится 1,5 часа. Поэтому 194,4 * 1,50 = 291,6 руб.
Если ты только планируешь заниматься маникюрным бизнесом, ставь в расчеты желаемую зарплату.
Для того чтобы посчитать, какую сумму дополнительных расходов несет салон при оказании услуги, рассчитаем эти затраты на 1 час работы.
Составь список ежемесячных расходов на содержание:
чай, кофе, печенье, конфеты – 1500 руб.;
хозяйственные нужды – тряпки, химия для уборки – 500 руб.;
аренда – 18 000
многоразовые инструменты – пушеры, пилки, фрезы для маникюрного аппарата – 2500;
коммунальные платежи – 5000;
реклама – 5000.
дополнительно потребовалось купить, например, банку лака для оформления стеллажа – 800 руб. и заменить лампочки – 1200 руб.
Сюда же входит заработная плата административного персонала – администратора, управляющего, а также обслуживающего - уборщицы.
Количество рабочих часов в месяце – это количество смен, умножено на длительность смены:
15 * 12 = 180 часов
Для того чтобы посчитать стоимость обслуживания и содержания салона за 1 час:
Сумма всех расходов / количество рабочих часов в месяце – 34 500 / 180 = 191,6. Процедура маникюра длится в твоем салоне, например, 1,5 часа, значит, полученное число нужно умножить на 1,5.
191,6 * 1,5 = 287,4
После всех расчётов у нас получилось 3 числа – затраты на материалы, стоимость обслуживания, стоимость часа работы мастера.
Сумма этих трех чисел – это и есть себестоимость процедуры.
Себестоимость Процедуры = Себестоимость материалов + Оплата работы мастера + Дополнительные расходы.
В примере, который был рассмотрен в расчётах, эта сумма составила 669 руб. Сумма меняется в зависимости от формы – кабинет, салон, стоимости аренды, рекламы.
Если ты мастер маникюра в салоне красоты, возможно, и незачем – в таком случае это головная боль владельца и бухгалтерии. Но если ты самозанятая или индивидуальный предприниматель, расчёт себестоимости позволит:
проанализировать размер будущей или возможной прибыли. Этот пункт особенно важен на этапе планирования бизнеса, когда ведутся расчёты по рентабельности и сроку окупаемости для бизнес-плана;
установить адекватные цены на услуги, чтобы не работать «в ноль». Начинающие мастера часто сталкиваются с ситуацией, когда «пилишь и днем и ночью», а денег нет. Если у тебя также, посчитай себестоимость – возможно, ты работаешь в ноль или даже в минус. Если это действительно так – поднимай цены, ведь ты начала работать, чтобы зарабатывать, а не для того, чтобы отбивать стоимость материалов.
подбор партнеров. Это касается поставщиков материалов и инструментов для работы. Проанализируй рынок, возможно, есть компании, поставляющие те же продукты дешевле;
уменьшение расходов на содержание персонала. Переосмысли штат сотрудников, особенно, управляющую его часть. Директор, заместитель директора, управляющий, заместитель управляющего – этот список работников можно сократить в два раза и без ущерба для рабочего процесса;
повышай квалификацию мастеров для оттачивания техники. Чем быстрее мастера будут выполнять процедуру, тем ниже себестоимость услуг.
Расчет себестоимости – это эффективный инструмент для оценки экономического положения салона и адекватного ценообразования. А что для этого нужно и как считать, ты теперь знаешь. Остались вопросы? Задавай их в комментариях!
Я сейчас составляю бизнес план для соцконтракта, для меня, это очень важная и нужная информация. Пришло понимание, что это нужно делать всегда, не только для соцконтракта! Благодарю!!!!!
Журнал NAILS - издание о красоте, уходе за собой и бьюти-бизнесе. Бизнес в индустрии красоты - раздел PRO для профессионалов - мастеров и предпринимателей.
Спасибо большое, очень познавательная информация, много для себя подчеркнула
Я сейчас составляю бизнес план для соцконтракта, для меня, это очень важная и нужная информация. Пришло понимание, что это нужно делать всегда, не только для соцконтракта! Благодарю!!!!!
Здравствуйте, Евгения! Спасибо за вашу оценку! 💕💕 Если будут вопросы, пожалуйста, пишите.
Очень полезная информация!