Проверка – всегда волнующее мероприятие, а если она закончилась постановлением или предписанием – волнение только усиливается. Но не стоит паниковать раньше времени – результат проверки можно обжаловать. Рассказываем когда, как и куда обращаться, чтобы отстоять свои права.
Виды обжалования
По результатам проверки Роспотребнадзора предприниматель получает:
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
акт проверки – документ информационного характера, не принуждающий ИП или ЮЛ к каким-то действиям. Акт просто констатирует факт проверки и ее результаты;
предписание с требованием устранить нарушения;
постановление об административной ответственности.
Предписание или постановление по обнаруженным нарушениям можно обжаловать руководствуясь Федеральным законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ регулирует права ИП и ЮЛ.
Обжалование может проводиться двумя способами:
в досудебном;
в судебном порядке.
При этом не обязательно сначала пробовать решить спор в досудебном порядке – можно пропустить этот шаг и сразу обратиться в суд.
Что лучше – судебное или досудебное обжалование
С практической точки зрения досудебное обжалование решений имеет больше преимуществ, чем недостатков.
К плюсам такой формы взаимодействия с проверяющими органами относится:
простота подготовки к спору;
отсутствие затрат на оплату пошлины, работы юриста;
относительная быстрота вынесения решения – 30 дней со дня подачи заявления. Максимальный срок составит 60 дней, но это при необходимости запросить у предпринимателя дополнительные данные;
Но все эти плюсы перекрываются двумя существенными недостатками:
рассмотрение жалобы проводит заинтересованная сторона, то есть – сотрудники надзорной организации, которая и проводила проверку. Часто инстанция выносит отрицательный для предпринимателя результат, обосновывая нарушения должностных лиц внутренними приказами, инструкциями и указаниями;
ухудшение отношений с должностным лицом и контролирующим органом. К сожалению, данный факт может сказаться на результатах следующих проверок, когда сотрудник Роспотребнадзора уже не закроет глаза на мелкие недочеты.
В любом случае, выбирать путь, по которому будет идти обжалование, следует исходя из конкретной ситуации.
Досудебное (внесудебное) обжалование
Суть этой формы обжалования заключается в обращении к проверяющему органу напрямую. Обратиться с жалобой можно в течение 15 дней. Отсчет начинается с момента выдачи предписания. Обрати внимание, что постановление с требованием оплатить штраф мы рассмотрели отдельно ниже.
Что нужно сделать:
Составь письменное обращение к руководителю местного отделения Роспотребнадзора. Информация об этом содержится на официальном сайте ведомства твоего региона во вкладке «Руководство». На сайтах разных областей этот раздел выглядит по-разному, но обычно информация располагается в разделе «Об управлении». Обращение составляется в свободной форме;
Приложи к возражению документы, которые подтверждают, что результат проверки несправедливый. Прикладывать доказательства закон не принуждает, но если будут факты, результат с большей вероятностью будет положительным;
Передать возражение и приложенные к нему документы в отделение Роспотребнадзора, проводившего проверку.
Что происходит дальше:
руководитель Управления, а также его заместители рассматривают возражение;
в течение 30 дней руководитель выносит решение.
При этом ведомство может запросить дополнительные документы и увеличить время рассмотрения возражения еще на 30 дней.
Возможные решения Роспотребнадзора:
признание, что права предпринимателя были нарушены;
оставление жалобы без удовлетворения;
признание результатов проверки недействительными. Такое решение принимается, если выявлены грубые нарушения самой процедуры проверки.
Список нарушений проведения проверки указан в статье 20 ФЗ № 294:
нарушение сроков проверки. Максимальный срок – 20 дней;
не было основания для проведения проверки. Плановые проверки проводятся раз в 3 года. План проверок публикуется в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры.
нарушение по части уведомлений о проведении проверки. О плановой проверке предупреждают за 3 дня;
проверка проведена без разрешения руководителя территориального Управления;
просьба предоставить документы, находящиеся вне компетенции органа, например, налоговые или трудовые;
непредставление акта проверки.
В досудебном порядке можно обжаловать и протокол о наложении штрафа. На обжалование протокола дается 10 дней со дня его выдачи.
Подать жалобу на наложение штрафа можно:
должностному лицу, которое проводило проверку. В этом случае он сам в течение 3 дней перенаправит возражение вышестоящему сотруднику, например, заместителю руководителя. Имя проверяющего, а также его должность можно взять из акта проверки;
Если ты пропустила срок подачи возражения на постановление или предписание – обжаловать их в досудебном порядке уже не получится. Если речь идет о протоколе об административном штрафе, организация может запросить восстановление срока.
Сделать это можно, если предприниматель пропустил срок по уважительной причине.
Законодательно перечень уважительных причин не установлен, но на практике уважительными являются:
заболевание или травма;
арест;
тяжелые семейные обстоятельства – смерть или болезнь близкого родственника;
командировка;
обстоятельства непреодолимой силы – ураган, наводнение, революция.
При этом ты не можешь просто сказать, что у тебя была уважительная причина – данный факт нужно подтвердить документально.
Рекомендации по составлению жалобы на досудебное обжалование
Выше мы уже говорили, что регламентированной формы жалобы нет, но есть основные пункты, которые следует отразить в своем заявлении.
В верхнем правом углу прописывается полное наименование органа, а также ФИО сотрудника, к которому направлено обращение;
С небольшим отступом, там же в правом углу, размести графу «от» кого;
Сразу под шапкой прописывается наименование документа – Жалоба. Тут же можно указать суть – об отмене постановления об административном правонарушении;
Теперь можно изложить суть случившегося. В описании ситуации важно указать – ФИО и должность сотрудника, который проводил проверку, дату проверки, номер и дату составления акта или предписания. Также можно сделать отсылки к законодательным документам, которые подтверждают факт необоснованности решения;
Под текстом жалобы ставится дата, ФИО и подпись предпринимателя.
Обращения по части решений Роспотребнадзора и их предписаний рассматривает арбитражный суд. В суде можно обжаловать протокол о наложении штрафа, а также предписание или постановление. Акт проверки оспаривать бессмысленно – он является документом информационного характера и не содержит обязательных требований к исполнению. Акт проверки просто констатирует, что проверка была и описывает ее результат.
Разбирательства по административным нарушениям проводятся без оплаты пошлины. Если обжалуется предписание об устранении нарушений, истец – владелец салона, оплачивает госпошлину. Для ИП - 300 рублей, для ЮЛ – 3000 руб.
Сроки подачи заявления:
об отмене предписания на устранение нарушений – 3 месяца;
прошение об отмене административного штрафа – 10 дней со дня выдачи протокола.
Порядок обращения:
Составь заявление. О том, как это сделать читай в следующем пункте;
Подготовь все документы в 2 экземплярах. Продублировать нужно само заявление, а также прилагающиеся к нему документы – протоколы, постановления, акты, предписания;
Отправь сделанные копии сотруднику Роспотребнадзора. Отправку осуществляй через Почту России заказным письмом с уведомлением о получении;
Приложи уведомление о вручении документов ответчику к исковому заявлению;
Оплати госпошлину. Квитанцию на оплату можно взять у секретаря суда или самостоятельно сформировать ее на официальном сайте суда в разделе «Калькулятор госпошлины». Квитанцию об оплате приложить к пакету документов для суда;
Подать заявление в суд.
Срок рассмотрения – 2 месяца.
Требования к судебному заявлению
заявление подается в письменной форме истцом, то есть владельцем салона красоты с его подписью на заявлении. Допускается подача и подпись заявление другим лицом – директором, исполняющим обязанности, но только при наличии законного основания – например, доверенности;
заявление должно содержать все необходимые суду сведения, в том числе наименование организаций-участников спора, все номера телефонов и адреса, а также номера постановлений и документов, которые обжалуются;
к заявлению прилагаются все документы – акты, постановления, предписания, которые фигурируют в исковом заявлении;
заявление, а также все прилагаемые к нему документы, истец должен отправить другим сторонам процесса. В нашем случае – должностному лицу, проводящему проверку от Роспотребнадзора или руководителю ведомства. Отправить документы можно заказным письмом или передать лично, обратившись в Территориальное отделение Роспотребнадзора.
Составление заявления на судебное обжалование
Составить заявление в суд можно самостоятельно – сейчас мы расскажем про основные пункты и особенности искового прошения. Но если есть возможность, лучше обратиться к юристу, который не только грамотно опишет обстоятельства произошедшего, но и сможет сделать отсылки к законодательным документам, подтверждающим нарушение прав предпринимателя.
Заявление должно включать:
наименование судебного органа, в который направлена жалоба;
решение, которое подлежит оспариванию – дата, номер, основания;
отсылка к конкретным статьям, подтверждающим нарушение прав предпринимателя;
конкретное требование – об оспаривании предписания, об отмене административной ответственности;
основания для признания акта или постановления недействительным;
информация о сторонах – истце и ответчике. Включает полное наименование, адрес, телефоны.
Отсутствия даже одного из этих пунктов может послужить причиной для отказа в возбуждении административного дела и возврата документов на доработку.
Обязательно ли подавать жалобу лично. Есть ли какие-то дистанционные варианты?
Подать жалобу можно лично, либо отправив заказным письмом. При подаче жалобы Почтой России, датой подачи заявления считается дата на почтовом штемпеле.
Если у меня нет прописки в городе, где было вынесено решение Роспотрбенадзора, в какой суд мне обращаться?
Подать заявление можно в суд общей юрисдикции или арбитражный суд по месту нахождения предпринимателя. Прописка в регионе обязательной не является.
Роспотребнадзор рассмотрел мою жалобу, поданную в орган в досудебном порядке, но результат меня не устроил. Могу ли я обжаловать решение?
Да, ты можешь обратиться в суд, но обжаловать в этом случае нужно решение по жалобе, а не документ, выданный по результатам проверки. Срок подачи заявления – 3 месяца со дня выдачи решения.
Также можно обжаловать решение Роспотребнаадзора в вышестоящей инстанции – Минсоцздравразвития. Срок подачи жалобы – 30 дней.
Что делать, если прошло уже 2 месяца со дня подачи жалобы в Роспотребнадзор, но решение орган так и не вынес.
Ты вправе обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития с жалобой на бездействие Территориального органа Роспотребнадзора и упущение сроков рассмотрения заявления.
Что делать с предписанием, пока идет спор в суде?
Подача заявления в суд не является основанием для неисполнения предписания. Чтобы приостановить действие предписания на время разбирательства, необходимо обратиться в суд с ходатайством о приостановлении.
Журнал NAILS - издание о красоте, уходе за собой и бьюти-бизнесе. Бизнес в индустрии красоты - раздел PRO для профессионалов - мастеров и предпринимателей.